Особенности социально-экономического развития Англии
К началу 30-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот в Англии. Крупное машинное производство одержало победу над ремеслом и мануфактурой с их низкой производительностью труда и ручной техникой. В стране произошли серьезные социально-экономические изменения. К середине XIX в. Англия превратилась в страну городов и рабочих поселков, где проживало до 86% населения. Доля занятых в промышленности и строительстве повысилась до 50%, а в сельском хозяйстве снизилась до 15%. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу — «фабрику мира, мастерскую». Ее удельный вес в мире составил более 40%.
Лидером индустриального развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Выросло число фабрик, оснащенных ткацкими станками. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800—1870 гг. увеличился в 19 раз, потребление хлопка — более чем в 1000 раз. В середине XIX в. в текстильной и швейной промышленности было занято свыше трети всех работающих. Дешевые и качественные ткани и изделия из них оставались главными статьями английского экспорта.
Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. С использованием в металлургическом процессе горячего дутья значительно возросло производство стали и чугуна. В стране действовало более 600 доменных печей в основном благодаря новому методу выплавки стали, предложенному Г. Бессемером в 1856 г. За 1800—1870 гг. возросли добыча угля (в 11 раз) и выпуск продукции металлообработки (в 28 раз). На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире. Выпуск продукции тяжелой промышленности страны превышал в четыре—пять раз выпуск продукции США, Германии и Франции.
Успехи индустриального развития во многом были обусловлены внедрением паровых двигателей. Их мощность лишь за первую половину XIX в. выросла более чем в 120 раз, а к 1870 г. — в 800 раз. Паровые двигатели стали успешно использоваться в различных отраслях хозяйства.
На дальнейшее ускорение обращения товаров, расширение и удешевление экономических связей между разными районами страны и заморскими территориями, осуществление внутренней и внешней торговли направлено было развитие парового транспорта. Островное положение страны стимулировало судостроение и судоходство. С 1811 г. в Англии получил развитие пароходный транспорт, с 40—50 годов стало осуществляться строительство больших океанских судов.
Изобретение в 1814 г. механиком Дж. Стефенсоном паровоза и строительство в 1825 г. первой железной дороги стимулировало дальнейшее железнодорожное строительство. Сравнительно небольшая по территории страна покрылась сетью железных дорог, ускорилась циркуляция товаров. Если в 1840 г. протяженность железных дорог составляла 1,4 тыс. км, то к 1870 г. она выросла почти в 18 раз и составила 25 тыс. км.
Промышленный переворот имел и другие существенные последствия.
Англия из аграрной страны превратилась в ведущую индустриальную державу. Крупнейшие сдвиги в развитии ее производительных сил, оснащение производства более передовой и совершенной техникой способствовали значительному росту производительности труда —в 27 раз за период 1770—1840 гг.
Рост общественного разделения труда обеспечил расширение рыночных отношений. При сравнительной узости внутреннего рынка, из-за невысокой платежеспособности трудового населения предметом особого внимания и заботы становится борьба за внешние рынки. Устанавливается не только промышленная, но и торговая монополия. Англия располагала огромным торговым флотом. За 1800—1870 гг. его тоннаж увеличился более чем в 12,5 раз и составил 60% мирового тоннажа. Англия стала «мировым перевозчиком».
Похожие работы: